e-museum e-museum
Приглашаем к сотрудничеству
Если у Вас есть интересные материалы, которыми Вы готовы поделиться для оцифровки и размещения в наших фондах, будем рады Вашему участию в развитии "МИ-Музея".
10 декабря 2009г.| Презентация МИ-Музея
Команда "МИ-Музея" подготовила к открытию несколько экспозиций: Гаврилинское фойе, "История Вологодского музыкального колледжа", "Концертная культура Вологды. Век ХХ", "Первые педагоги", "Чужеземка из России", "Две сестры", "Вологда оперная", "Ответная песня".
ЧУЖЕЗЕМКА ИЗ РОССИИ
Риза Нордштрем

г-жа Риза Нордштрем
(1913 г.)

В течение пяти лет с 1920 по 1925 год в Вологодском музыкальном техникуме преподавала известная австрийская певица Риза Нордштрем. Она вела большой вокальный класс и, одновременно, активно концертировала.

«Чужеземка, случайно приехавшая в Россию в расцвете творческой карьеры, осталась у нас. Её не устрашила ни военная гроза, ни революция, в страхе перед которой сбежало из России немало «истинных», природных русских людей. Она стойко переносила все невзгоды, выпавшие на нашу страну в эпоху грандиозной социальной перестройки, и принимала в ней посильное участие, обслуживая своим талантом наших героев на суровом северном фронте», - так писала о ней газета «Красный Север» в далеком 1924 году, в очерке, посвященном 30-летию творческой деятельности артистки.

Р.Ф.Нордштрем родилась в 1878 году в маленьком местечке близ Вены и свой род вела из крестьян Нижней Австрии. Еще в детстве ее прекрасный голос привлекал внимание окружающих. Однако карьеру певицы она выбрала не сразу. Вначале девушка занималась художественной вышивкой. Случайно, прочитав в газете объявление о том, что артист Стокгольмской оперы и антрепренер Броман, приглашает на пробу голосов певиц, для задуманного им большого концертного турне по Европе, Риза Нордштрем отправилась на прослушивание. Несмотря на отсутствие у девушки музыкальной подготовки Броман заключает с ней контракт на два года и сам много занимается ее музыкальным развитием. Одновременно он создает женский вокальный секстет «Шведские соловьи», в состав которого вошла Риза Нордштрем. Ансамбль с успехом гастролировал в Европе (Германия, Швейцария, Швеция, Прибалтика), выступал и в крупных городах России.

После смерти Бромана, когда секстет распался, Р.Нордштрем пела в Вене как солистка. Во время концерта в «Blumen-Saale» на нее обращает внимание знаменитый трагик Иосиф Кайнц и направляет к известному венскому профессору Гайрингеру, который охотно принимает ее в свой класс. Благодаря содействию Кайнца Ризу Нордштрем вскоре принимают в консерваторию на стипендию и на маленькие партии в «Eleven chor». Вскоре на большом конкурсе в городе Липце она получает первый приз – золотую медаль.

После такого успеха наступает подлинный расцвет вокальной карьеры Ризы Нордштрем. Она поет в одном из самых крупных венских театров оперетты «Венеция», в королевском «Карл-Театре», в театре «Оросси» в Будапеште, получает ангажемент в Петербург, где выступает вместе со Шпильманом, Штейнбергом и Стоян. Затем были Москва и опять Петербург (антреприза Казанского), и большое концертное турне (около 45 городов) по России. В сезоны 1905 и 1906 годов она выступает в Петербурге в театрах Немотти и «Олимпия». Всюду ей сопутствует крупный художественный и материальный успех.

Одновременно Риза Нордштрем продолжает работать над своим голосом, занимается с профессорами Палечеком, Ферни-Джиральдони и Сафоновым. В 1912 году она попадает на Мариинскую сцену, но закулисные интриги навсегда отталкивают ее от этого театра. Она организует первый русский женский вокальный квартет, с которым концертирует по России, а потом едет в Берлин.

В 1913 году на большом вокальном конкурсе в Берлине Риза Нордштрем получает звание Заслуженной артистки оперетты. В том же году она с большим успехом выступает в берлинском «Восточном театре» в опере «Аида».

С началом войны в 1914 году Риза Нордштрем вернулась в Россию и обосновалась в Петербурге. Она не испугалась трудностей и невзгод первых послереволюционных лет, продолжала много выступать. И.Г.Гинецинский увидел ее во время гастрольного концерта для бойцов Северного фронта и пригласил на работу в Вологду, в только что созданную народную музыкальную школу.

Многие воспитанники класса Р.Нордштрем сохранили память о ее самоотверженности в педагогической деятельности и артистической самоотдаче. Будучи когда-то женщиной большого достатка, Риза Фердинандовна стойко переносила трудности времени, как и все педагоги месяцами не получала зарплаты, занималась в нетопленом помещении архиерейского дома, спасаясь от холода, топила печку-буржуйку. Но и в этих условиях ее вокальный класс «птичник Нордштрем» (так шутливо называли его в техникуме) звенел с утра до вечера молодыми голосами. Она настойчиво искала талантливых юных певцов, заботливо их опекала, нередко поддерживала материально. Например, Николая Бахтенко певица нашла в школе ФЗУ во время одного из своих концертов. В воспоминаниях ученицы Р.Нордштрем Е.И.Поповой возникает образ педагога и артистки абсолютно преданной своему делу: «Однажды мы были свидетелями того, как она долго билась с учеником – тенором, показывая, куда и как надо направлять звук, до того, что у нее показалась из горла кровь». Ее студенты Н.Бахтенко и А.Разварин стали профессиональными артистами.

Для провинциальной Вологды 20-х годов личность Нордштрем была во многом необычной. Певица с мировым именем, солистка лучших европейских театров она с полной артистической отдачей выступала и в холодных заводских цехах, и на платформах для угля, на грузовиках. К любой публике она выходила в ослепительном концертном платье со шлейфом, в белокуром парике (подобно итальянке А.Патти) и с букетом искусственных фиалок в руках. В исполнение она вкладывала не только профессиональное мастерство, но сердце и душу. Исполняя музыкальные номера из любимых оперетт, она легко и непринужденно двигалась на сцене, танцевала. Запомнились вологодской публике, и исполненные Ризой Нордштрем фрагменты из оперы «Пиковая дама» П.И.Чайковского. Сравнительно короткий, но яркий период пребывания в Вологде Р.Нордштрем оставил заметный след, как в летописи концертной жизни города, так и в истории Вологодского музыкального колледжа.



Е.Ю. Хорошина



В фонотеке "МИ-музея" есть уникальная запись 1904 г.: Вальс "Весна" (В.Шпачек), исп. Р.Ф. Нордштрем.



Вы можете узнать больше о Ризе Нордштрем, воспользовавшись поисковой системой.